Вот, что я прочитал по этой теме, вопрос - ответ юриста:
Следующий вопрос от пострадавшего туриста - Марины Мельниковой:
"Подскажите, пожалуйста, что нужно делать, чтобы были возвращены деньги, потраченные на путевку в Турцию от Карии Тур? К кому непосредственно обращаться"?
Дмитрий Гарный:
Марина, обратитесь к турагенту, у которого Вы заказывали тур. Необходимо будет оформить претензию, которую вместе с другими документами агент передаст туроператору «Кария Тур Юкрейн». Также советую обратиться в суд с исковым заявлением непосредственно к туроператору, т.к. обязательства по договору на туробслуживание перед Вами существуют именно у туроператора. Кроме этого обратитесь в банковское учреждение, с которым у «Карии» заключен договор о гарантировании гражданской ответственности. Конечно, гарантия не покроет все убытки, т.к. туристов много, но тем не менее. Ознакомьтесь со ст.15 Закона Украины «О туризме» и п.5.15. Лицензионных условий осуществления туроператорской и турагентской деятельности.
Вопрос от турагента Ларисы Емельяновой:
"Турагент не несет ответственность за действия туроператора-банкрота и тем более не может выплачивать компенсации туристам из своего кармана. Все это понимают, но как это четко прописать в договоре?"
Дмитрий Гарный:
Лариса, Вы абсолютно правы. Турагент не может нести ответственность за неисполнение или ненадлежащее исполнение обязательств по договору на туристическое обслуживание, т.к. не выступает исполнителем по такому договору. Также турагент не обязан возвращать туристу деньги, поскольку все средства, полученные агентом от туриста, агенту не принадлежат, а подлежат перечислению собственнику этих средств – оператору. Турагент – это посредник. Посредничество, основанное на договоре поручения и агентском договоре, предполагает заключение агентом (поверенным) договоров от имени и по поручению принципала (доверителя), и обязательства по таким договорам возникают непосредственно у принципала, в нашем случае – туристического оператора. Причем независимо от того, что написано в договоре!
В том случае, если турист обращается в суд с иском к агенту, последний должен ходатайствовать перед судьей о замене его как ненадлежащего ответчика надлежащим ответчиком – оператором. Если такая замена произведена не будет, требования туриста удовлетворяться судом не должны, т.е. суд должен отказать туристу в иске. Здесь важно правильно построить позицию защиты и если это необходимо – обжаловать незаконные решения судов в апелляционном и кассационном порядке.
Сказанное относится как к юридическим лицам и физлицам-предпринимателям, которые работают по турагентской лицензии, так и к юридическим лицам, которые получили лицензию на осуществление туроператорской деятельности, но выступают агентами других туроператоров.
Но чтобы с туристом не возникало дополнительных проблем, условия договора необходимо формулировать с учетом п.6.1.3. Лицензионных условий осуществления туроператорской и турагентской деятельности, т.е. обязательно указывать оператора в качестве поставщика туристических услуг, а также указывать его данные (наименование, местонахождение, номер лицензии, телефон и т.д.)
Также в договоре не помешают такие уточняющие условия, как:
«Турист усвідомлює, що Агент виступає посередником при реалізації Оператором туристичного продукту, а тому не здійснює жодних компенсацій за цим Договором»
«Турист усвідомлює, що сплачені Агенту кошти за туристичні послуги належать Оператору, і Агент зобов’язаний перерахувати їх Оператору негайно після отримання, а тому будь-які вимоги щодо повернення сплачених коштів, якщо Турист має право вимагати їх повернення, мають бути адресовані Оператору безпосередньо або через Агента. При цьому Агент має право сприяти в поверненні зазначених коштів, проте не може гарантувати їх повернення»
Вопросы от Людмилы Величко (компания «Дали-Тур»):
1. Как вести себя в случае, если турист обращается в суд с исками на агента, отправившего туриста от Karya tour?
2.Работает ли в этом случае банковская гарантия? (без которой не дают лицензию на туристическую деятельность, но которая не сработала еще ни разу).
Дмитрий Гарный:
Людмила, ознакомьтесь со ст.33 Гражданского процессуального кодекса Украины. Вы должны доказать судье, что являетесь ненадлежащим ответчиком по делу.
Что касается гарантии, то она у ООО "Кария Тур Юкрейн" точно есть, как и у любого другого туроператора, и по закону должна работать. Сработает ли она в этом случае, зависит от банка. Минимальный размер гарантии туроператора - эквивалент 20 тыс. евро
Вопрос от туриста Михно С.В.:
"Я купила путевку у туристического агента и не выехала в Турцию. Как мне убедиться, что это агентство зарегистрировало документы у Карьи на возврат денег, так как. особого энтузиазма я от них не наблюдаю. Какие документы Карья выдает своим агентам при приеме претензий?"
Дмитрий Гарный:
Потребуйте у турагента, чтобы он показал (предоставил) Вам копию своего заявления с отметкой о дате приема такого заявления с приложенными документами туроператору.
Попутно хочу отметить, что существующая у нас практика обращения туристов к оператору только через агентов – это инсинуации самих операторов. Эту практику необходимо «ломать». Она вводит туристов в заблуждение относительно того, кто должен нести перед ними ответственность. В Законе Украины «О туризме» необходимо более четко прописать, кто является стороной в обязательстве по оказанию туристических услуг (такой стороной выступает туристический оператор), кто несет ответственность перед туристом за отказ в предоставлении комплекса туристических услуг или отдельных услуг, составляющих туристический продукт (такую ответственность несет туристический оператор). Под понятием «туроператор» я имею ввиду разработчика турпродукта и поставщика туристических услуг, а не любую турфирму, которая получила туроператорскую лицензию. Если юрлицо с правами туроператора реализует не свой туристический продукт, а выступает агентом другого оператора, то такой посредник не несет ответственности перед туристом.
http://tourbusiness.ua/on-air/topic2489 ... /?TID=2489