Aveon 12.07.2011, 19:49
Публикация в Украинской туристической газете.
В настоящее время продажи турпродуктов медленно, но уверенно, перемещаются из реального в виртуальный сектор. Этого не замечает только ленивый. Причём, возглавляют этот процесс отнюдь не отечественные туроператоры.
Как будут выживать турагентства Украины в этих условиях?
Чтобы понять, как выживать, нужно вспомнить о недавних событиях, которые взбудоражили туристическое сообщество. В этом сезоне мы стали свидетелями схватки туроператоров по переделу украинского рынка с промежуточной потерей одного из них – Карии тур Юкрейн. Я бы уточнил, что заложниками этой борьбы оказались украинские граждане. Несколько тысяч ни в чём неповинных туристов, купивших туры Карии тур Юкрейн и не получивших оплаченного отдыха, испытывали моральные страдания и материальные потери. Пострадали также сотни туристических агентств Украины, многие из которых просто обанкротились. А представители нашей власти, вместо того, чтобы эту власть, данную им нами с вами, употребить, рассуждали и до сих пор рассуждают о том, что это всё споры хозяйствующих субъектов, которые должны решаться в судах. И под эти успокаивающие заявления борьба развернулась уже нешуточная. Игроки так увлеклись ею, вошли в такой азарт, что особо не замечают даже потерь в своих рядах. Говорят: «Лес рубят, - щепки летят». И всё бы было ничего, если бы щепками не оказывались наши турагентства и наши граждане, защита которых - прямая обязанность государства. Власть должна устанавливать такие правила игры, которые бы способствовали развитию нашего, именно, нашего предпринимательства и защите интересов наших, подчёркиваю, наших граждан.
И что же конкретно нужно делать власти, чтобы избежать таких же последствий, как с Карией тур Юкрейн, в случае банкротства следующего туроператора?
Во-первых, в случае с Карией тур Юкрейн все участники этого штучного банкротства совершенно напрасно успокоились. Государство, я надеюсь, ещё своего последнего слова не сказало. Так же не сомневаюсь, что нам предоставят возможность помочь государству это слово сформулировать.
Во-вторых, турецкие операторы схватку не остановили, передел нашего рынка продолжается, и будет продолжаться до победного конца. Несомненно, что последствия этого передела будут для наших турагентств и наших граждан более тяжкими, чем в случае с Карией тур Юкрейн.
Чтобы этого избежать, нужно срочным образом вносить изменения в Закон о туризме в части размера материальной ответственности туроператора. Пусть размер этой ответственности будет величиной гибкой, и составлять, допустим, 5% от оборота туроператора за прошлый год.
Государственным органам необходимо осуществлять мониторинг финансового состояния крупных игроков нашего рынка не только в Украине, но и в тех местах, где накапливаются их проблемы. Не стоит стесняться привлекать для этих целей спецслужбы, потому что интересы государства это в первую очередь интересы наших граждан, которые надо защищать. Необходимо проводить государственный аудит крупных системообразующих участников рынка и публиковать эти сведения. Это же правило хорошего тона, когда предприятие добровольно публикует свой сводный баланс по всем филиалам и представительствам. Не хотят добровольно? Давайте публиковать принудительно. Не позволяет нормативная база? Значит, её надо изменить.
А пока такие изменения готовятся, считаю, власть должна собрать участников битвы и ненавязчиво предложить им создать добровольный, подчёркиваю, добровольный фонд взаимопомощи. Добровольный взнос в него может быть в размере 1-2% от оборота Участника за прошлый год.
Какие могут произойти изменения на нашем рынке, если события будут развиваться по пессимистическому сценарию?
Просматривается тенденция устранения лишних, с точки зрения туроператоров, участников нашего туристического рынка.
Туроператоры, которые уже достаточно адаптировались к реалиям нашего рынка, в ближайшем будущем закончат передел этого рынка между собой и возьмутся за других его участников. Сначала под нож попадут (или уже попали) сети туристических агентств, далее наступит очередь отдельных турагентств.
Вектор движения этих туроператоров направлен на достижение заветной мечты – работе напрямую с конечным покупателем турпродукта. Для этого им понадобится раскрученный бренд, сайт и сеть точек продаж по всей Украине. Причём, сеть нужна не столько для работы в реальном секторе, сколько для приёма денег от туристов, забронировавших свой отдых на сайте туроператора, но не имеющих возможности его оплатить с использованием электронных платежей или кредитных карт.
Конечная цель – это консолидация всего дохода от продажи тура в руках туроператора и монополизация нашего рынка по отдельным направлениям. То есть, все признаки глобализации с чисто украинской спецификой, заключающейся в бездеятельности чиновников, и их отказу регулировать эти процессы в интересах украинского бизнеса и украинских граждан.